Банзай, №7 Октябрь 2003

401-ый москвич Шахриных


      - Работает ведь, дубасит! Стояла восемь лет, а теперь завелась с пол оборота: ну где ещё такую машину найти?! Не найти!

      Душераздирающий рёв двигателя заполнил собой несколько квадратных метров железной коробки гаража. Всё это: поднявшаяся пыль, тридцатиградусная жара и восхищённые глаза владельца сего раритета - являли зрелище весьма впечатляющее. Именно так произошло моё знакомство с семейной реликвией семейства Шахриных. А в том, что этот автомобиль является реликвией, Владимир Шахрин - хозяин автомобиля, абсолютно убеждён.
      "Москвич-401", (":или 402 - этого никто точно не знает" - В. Шахрин), появился в семье Шахриных где-то в середине 60-х годов. И вот как это произошло:
      В начале 50-х в Екатеринбурге, тогдашнем Свердловске, был создан автопарк Скорой помощи. И дед Владимира Шахрина - Фёдор Николаевич, стал одним из первых водителей.
      - Тогда ещё шофёрам выдавали специальную форму, кожаные краги - это было очень почётно! И дед с первого дня и до последнего момента, пока ещё мог водить, работал шофёром скорой помощи. И однажды, (будучи ещё молодым юношей), он выкупил в гараже списанный "Москвич".
      Так в семье появился первый автомобиль. Он был полностью восстановлен из накопленных запчастей: например, взамен старого бампера, появился новый, блестящий:
      - Кажется от "Волги", или от "Победы" - старый был какой-то неубедительный! - рассказывает Владимир Шахрин. - В то время автомобиль выглядел гораздо лучше. Это сейчас он маленько обдрипанный - мы на нём уже лет 7-8 не ездим, а автомобили этого не любят, они сразу приходят в запустение.
      А в далёкие шестидесятые "Москвич-401" простоя не знал: на нём Фёдор Михайлович Шахрин со своей супругой Клавдией Алексеевной, проехали почти всю страну. Они были и в Москве, и в Питере, и даже на юг ездили. В бардачке лежал специальный "бортовой журнал", где были записаны все места, где они заправлялись бензином и сколько на него было потрачено, (":а бензин-то по 4 копейки за литр фигурирует ещё! - В.Шахрин)
      - Было время, когда каждый шофёр скорой помощи знал, что вот Шахрин - это дед Федя. И даже став совсем старым, он всё равно продолжал ходить в гараж: устроился там работать дворником. Иногда, подметая двор, он засыпал на метле, немножко так выключался! А все водители его объезжали, никто деда Федю не будил - все относились к нему с огромным уважением: Сейчас, когда я смотрю на эту машинку, она напоминает мне моего деда Фёдора Михайловича: у неё абсолютно неагрессивное, очень домашнее, милое лицо. Потому что и дед Федя был уникальный человек. Я никогда не слышал от него ни одного, не то что матерного, а даже грубого слова. Он всё время улыбался, и был предельно доброжелателен к миру, хотя в общем-то судьба его не жаловала:
      Наступило время, и машина перешла в руки к отцу Владимира Шахрина - Владимиру Фёдоровичу. И вот тут не последнюю роль в обучении вождению сыграла бабушка Клавдия Алексеевна
      (авт.) - А что, она тоже умела водить?
      - Нет, она не умела водить, но зато умела учить! Она садилась назад, (там такой диванчик плюшевый мягонький, сплошной на пружинах, шикарный!), и начинала вязать. И как только мой отец делал какое-то неловкое движение, она ему била сложенной газеткой по голове и говорила: меня так не возят! Меня Феденька возит аккуратно!
      Когда в семье появился новый автомобиль ("Запорожец"), "Москвич" остался у дедушки. И он приезжал на нём на всякие дни рождения и праздники. Один из таких праздников чуть не стал последним днём в жизни автомобиля, а может и в жизни будущего музыканта Владимира Шахрина
      - Я помню, как мы однажды пацанами, (наверное, нам было лет по 8-9), решили первый раз угнать эту машину. Т.к. она не закрывалась практически никогда, мы туда залезли, сняли её с ручника, и она у нас поехала, а как её останавливать естественно никто не знал! Еле-еле мы в какую-то клумбу повернули, и она у нас остановилась: Я не помню, что бы дед на меня как-то кричал, ругался. Он только спросил всё ли нормально, все ли живы-здоровы, и объяснил мне, чем это могло закончиться вообще для нас самих..
      И вот однажды, где-то в 1987-88гг, наступил момент, когда "Москвич-401" (или 402:), был торжественно подарен дедом Фёдором Николаевичем, своему внуку Володе. И в течение последующих трёх лет, вся семья Шахриных (папа Володя, мама Лена и дочки Юля и Даша) весело разъезжали в совместных поездках на замечательном чудо-автомобиле! У каждого члена семьи была ответственная обязанность - держать свою дверь. Дело в том, что замки разболтались, и двери распахивались при каждом удобном для них случае! Правда Володя придумал, как закрывать дверь водителя: он просовывал руку через боковую форточку и прицеплял к дверной ручке специальную скобочку, которая выполняла роль замка! Кстати, все эти три года Владимир Шахрин управлял автомобилем, не имея водительских прав:
      - Я честно пытался в своё время их получить. Тогда у группы "Чайф" уже был плотный гастрольный график, и я просил знакомых милиционеров: ну помогите мне как-то без очереди на права сдать, может экстерном, или ещё как-нибудь побыстрей! Водить-то я умею почти с детства. На что они мне отвечали: - Ты же на 401-ом "Москвиче" ездишь? Ну и езди! Вот представь себе: стою я на улице, с палкой полосатой, а тут едешь ты на своём "Москвиче". Ну так это же всё равно, что на велосипеде человек едет! Ну кто его будет останавливать?!
      После того, как у Владимира Шахрина появился другой автомобиль, "Москвич" был торжественно перевезён в деревню, и ему был присвоен статус "дачного автомобиля" На нём совершались поездки до ближайших грибных плантаций в окрестных лесах, на нём получили первые уроки вождения дочки Володи Шахрина. Машина оказалась незаменима для поездок по бездорожью: у неё очень мало оборотов и очень большие, но узкие колёса. Из-за чего её проходимость не уступает любому джипу, или другому солидному внедорожнику!
      - Надо сказать, что когда я ездил на этом "Москвиче", уже будучи достаточно популярным артистом, некоторые владельцы дорогих автомобилей очень странно на него реагировали. Вот заезжал я на заправку, а из больших чёрных иномарок выходили люди, и говорили: - Ааа, прикол такой, да? Мерседес дома стоит, а это для прикола на такой машине ездишь?!
      Года выпуска этого автомобиля точно назвать теперь уже никто не может: где-то 1954-56гг. Владимир Шахрин называет семейный раритет ровесником рок-н-ролла - как раз в это время Биллом Хейли была записана песня "Rock Around The Clock".
      - В своё время, я помню, приходил к деду и спрашивал: дед, что-то вот когда я еду под 80 км\ч, какая-то вибрация в машине начинается, всё потряхивает? На что дед мне отвечал: - Я не знаю! Я же больше 60-ти на ней не ездил! Т.е. всю страну они объездили с бабушкой, не превышая скорости 60км\ч. И точно так же спокойно он реагировал, когда я говорил ему: что-то у меня вот тут из двигателя масло подтекает: А он мне отвечал: так ты подливай!
      Во время нашего разговора автомобиль стоял в гараже: хотя он завёлся с первого раза, выехать на нём Володя не рискнул. Но после беседы, мальчишеский задор всё же взял своё, и "Москвич-401" торжественно выкатился из гаража:
      - Сейчас я проеду на нём!

      На звук громового рычания двигателя, из соседних гаражей повыглядывали заинтересовавшиеся водители. А Володя Шахрин лихо проехал на голубом "Москвиче-401" мимо большого чёрного джипа и весело посигналил!
      - Теперь моя мечта о том, что бы всё-таки когда-нибудь отреставрировать этот автомобиль, потому что благодаря хозяйственности фамилии Шахриных, у меня накопилось очень много запчастей на эту реликвию. Есть и капот, и железо всякое, и крылья есть новые - в общем, фактически всё! Даже полтора двигателя, как минимум, есть в сборе! Я очень надеюсь её когда-нибудь отреставрировать. Думаю, что в ближайшие года три-четыре это произойдёт. К тому времени на улице города "Москвичей-401" практически не останется, и тогда я уже буду эксклюзивно на нём выезжать!
     

Ёжик





А ниже представлено еще несколько авторских фотографий
Hosted by uCoz