Журнал "Ваш Досуг", 16-22 апреля 2001г.

«ЧАЙФ»: время не ждет.

Группа «ЧайФ» не слишком часто радует своих поклонников новыми альбомами. В отличие от многих, в особенности попсовых коллективов, штампующих свои релизы чуть ли не дважды в год, «ЧайФ» заставляет подождать, но их песни потом слушают очень долго. В апреле у «ЧайФа» двойной праздник: выход нового альбома «Время не ждет» и второй за последние полтора года сольный концерт в «Олимпийском» (28 апреля). Но это еще не все: «ЧайФы» посвятили новый альбом странной и неуловимой сущности: ВРЕМЕНИ. Своими размышлениями о четвертом измерении Владимир Шахрин поделился с читателями журнала «Ваш досуг».

- Как у Вас складываются отношения с такой загадочной категорией земного бытия, как время?
- Со временем всегда происходят непонятные вещи. Часы, изобретенные людьми, совершенно необъективны. По большей части то, что они показывают, не соответствует действительности. Крутящиеся и отщелкивающие часы и минуты стрелки - очень большая условность. Мне понравился недавно увиденный репортаж об одном племени в лесах Амазонки. Индейцы могут договориться о встрече через 15 минут, прийти через три дня и сказать: «Ну вот, пятнадцать минут прошли». Они время измеряют тем, что происходит вокруг них, а не условными часами. Ведь время абсолютно неровное: иногда кажется, что оно зависает на годы, иногда оно пролетает моментально. Если вдуматься, любой человек найдет какие-то моменты бытия, когда по часам прошло несколько минут, а на самом деле пролетело полжизни.
- Помнится, в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» барон умел манипулировать временем, он говорил: «Дорогая, сейчас я сделаю ночь. Спи», хотя на самом деле было два часа дня. Вы также научились манипулировать временем?
- Навряд ли это в пределах человеческих возможностей. Но мне абсолютно понятно, о чем говорил барон Мюнхгаузен, которого играл Олег Янковский. В этом фильме основная идея та, что Мюнхгаузен славен не тем, летал он на Луну или нет, а тем, что он не врет. И в отношении времени он говорил правду.
- Когда была основана группа в 1985 году, вы думали о будущем. Так ли прошли эти годы, как Вы себе представляли?
- В 1985 году мы жили в другой жизни и в другой стране. О том, что произойдет, мы не думали и не мечтали. Мы играли музыку от скуки: никто не собирался делать на этом карьеру, зарабатывать деньги. Слов «промоушен», «раскрутка», «ротация» вообще не было в нашем лексиконе. Своей игрой мы протестовали против однообразия, которое нас окружало. Позже у нас появились песни открытого протеста: «Где вы, где?», «Не беда». Я недавно слушал песню «Не беда» и понял, что никогда не буду ни играть, ни петь ее. То время безвозвратно прошло, того, что было в песне, я больше не чувствую. Даже если меня будут просить переписать или сыграть эту песню, это будет уже не то, фальшивка. Мир меняется, меняемся мы и наше социальное положение. Было бы глупо сейчас корчить из себя тех же парней со стройки, полуголодных студентов. Я достаточно обеспеченный и востребованный человек, у меня есть возможность реализовывать практически все свои идеи. Тогда мы были естественными и сейчас тоже стараемся остаться самими собой. Реальную историю «Чайфа» и того, как мы провели эти 15 лет, можно найти в книге Леонида Порохни «ЧайФStory», которая через несколько дней выйдет в свет.
- Время - очень абстрактная субстанция. Поэтому странно слышать альбом, посвященный ей, после бытовой и даже подъездной музыкальной тематики «Шекогали»…
- Песня «Время не ждет», которая дала название альбому, была написана еще во времена «Шекогали». Эта песня, как хорошее вино, имеет несколько лет выдержки. Однажды, когда у меня пообтрепалась старая записная книжка, я стал заносить все записи в новую. И вдруг с ужасом обнаружил, что по нескольку десятков лет не видел половины людей, чьи телефоны и адреса записаны в ней! Не видел, не слышал или уже точно знаю, что их просто нет вместе с нами на Земле. Это настолько потрясло меня, что песня написалась тут же, сама собой. Позже появились остальные песни: «Камарека», «Она мила», «Не зови», «Черные дыры»... В то же время мы до сих пор можем позволить себе иронию по отношению к самим себе и к нашему герою. Например, записать песню «Обе подруги» просто так, чтобы подурачиться.
- Не секрет, что рок-музыканты с годами обретают мастерство в плане саунда, но теряют настрой. Как вы считаете, неумолимое время пощадило Ваш рок-и-ролльный задор конца 80-х?
- Об этом нужно спросить людей, которые ходят на наши концерты. Я имею в виду не только «Олимпийский», но и небольшие площадки, где публика стоит на расстоянии 25 см, и где обмануть никого невозможно. Зрители стоят настолько близко, что практически не слышат звука. Звук проходит где-то над ними, а они чувствуют энергетику. Я доволен альбомом «Время не ждет», потому что в нем осталась непосредственность той группы «ЧайФ», которую я помню, с которой мы начинали, которая играла на танцах в школе и студенческом общежитии. При этом в альбоме - рассуждения достаточно зрелых мужчин, а в песнях все меньше восклицательных знаков и все больше многоточий... Ведь с каждым годом осознаешь, что понимаешь в жизни очень немного. В то же время в альбоме -абсолютно современное звучание хорошо играющей группы, научившейся работе в студии. Вообще студийная работа всегда была нашим слабым местом, но во «Время не ждет» явно есть моменты, которые нам удались. Именно сочетание исконного настроения «ЧайФа» и профессионализма в плане звучания и есть конек этого альбома. Ведь если бы он был просто классно записан и современно сыгран - не было бы того «Чайфа» 70-х и 80-х годов, с которого все и начиналось. Лично я думаю, что задора и дури (в хорошем смысле слова) у нас пока хватает.
- Каждый альбом «ЧайФа» воспринимался музыкальными критиками и публикой как начало какого-то нового временного этапа в жизни группы. Был даже своеобразный термин «ЧайФ времен сладкого периода песни «Пусть все будет». Сейчас у вас какой период - сладкий, горький?
- Давать название периодам - работа критиков. Каждый раз, когда появлялась новая песня или альбом «Чайфа», критики говорили, что это «переломный этап», «взлет» и тому подобное, как обычно говорят критики. А потом, при личной встрече, они спрашивали нас: «Ну вы понимаете, что следующая песня будет падением вниз, хотя бы потому, что вы не можете идти все время вверх?». Это повторялось каждый раз: после «Детей гор», после «пусть все будет», после «Реального мира», после «Шекогали» и наверняка это же скажут сейчас. Я думаю, что на протяжении последних 8-9 лет мы все-таки умудряемся «держать планку» и поднимать ее для каждого нового альбома.
- Как получилось, что вы придумали песни из альбома «Время не ждет» «на плаву»?
- У нас был тур по Волге на барже. Целыми днями мы отдыхали, под боком все время стоял аппарат, мимо проплывали пароходы и пустынные берега. Это было очень романтично и неожиданно. Мы начинали играть с восходом солнца, а люди, которые ехали с нами на барже, принимали во всем самое живое участие и советовали нам, как лучше сыграть ту или иную песню. Встречные пароходы гудели, и мы шумели на всю Волгу. Альбом «Время не ждет» придуман в очень правильной, хорошей и необыкновенно красивой атмосфере. Над ним никакие черные вороны не кружились, не было никаких проблем. Он очень... легкий.
- «ЧайФ» часто воспринимают как группу, начинавшую с дворовых песен. Как-то не очень укладывается в голове Ваша новая песня «Не зови» и идея высокого искусства, которую вы показали в клипе...
- «Не зови» посвящена нашему близкому другу - актеру Сергею Шкаликову, которого уже нет с нами. У нас даже была песня на его стихи - «Я рисую на окне». Был еще один листочек с его стихами, которые начинались «Я судьбу себе гадаю по трамвайным номерам». Мы написали песню про него, начав с этой строчки. У нас очень личное отношение к Сереге, из-за этого не все в песне может быть понятно. Например, там есть слова: «Тамадой собачьей свадьбы зажигал он в «Маяке». Мало кто знает, что «Маяк» -это артистическое кафе в театре Маяковского. Серега часто там бывал с друзьями и устраивалнастоящее шоу. В первом варианте песня была записана нами намного сдержанней и скромней: там изначально был разряженный звук, гитарная осечка и очень много пустоты и тишины. A «Tequilajazzz», с которыми мы сотрудничали, прочувствовали все по-своему и сделали более помпезную аранжировку. Получилась песня о трагической судьбе артиста вообще, неважно, кто он - артист балета, актер или рок-н-ролльщик.
- Не каждая группа решится устроить сольный концерт в «Олимпийском» через неделю после выхода альбома, когда не все песни еще на слуху...
- Это действительно несколько необычно. Но мы надеемся, что за неделю наши поклонники уже успеют послушать новые песни. В прошлом же году мы никого не разочаровали, и у нас есть все основания полагать, что те люди, которые не смогли прийти на концерт в прошлом году, придут в этом. Мы готовим совершенно иную программу, которая будет серьезно отличаться от прошлогодней. Как всегда, мы очень волнуемся перед концертом. Но у нас есть Дима Гройсман, наш продюсер, на которого мы всегда можем положиться.
- А на концерте вы как-то воплотите идею быстротечности времени?
- Разумеется. У нас есть интересные задумки. Кстати, в таком виде сцену в «Олимпийском» не видел еще никто. Я не буду раскрывать всех секретов, но на концерте «Время не ждет» можно будет полностью ощутить полет времени и то, что на самом деле время ни на секунду не останавливается.

СВЕТЛАНА ГУДЁЖ

Hosted by uCoz