Эксперт-Урал №8 от 9 октября 2000 года

Оранжевое настроение

Лидер отечественной рок-музыки группа "Чайф" отметила пятнадцатилетие

        В жизни каждого человека обязательно случается "период черных романтиков", когда ему кажется, что молодостью и агрессией он способен перевернуть мир, заметила однажды Рената Литвинова. Середина 80-х - время "черного романтизма", время пылкой и деятельной юности теперешних монстров отечественного рока, к которым, без сомнения, можно отнести екатеринбургскую группу "Чайф". Но "чайфов" даже романтического их периода "черными", пожалуй, не назовешь: основой их философии при всей бунтарской природе рока было и остается доброе, жизнеутверждающее начало.

"А вчера у нас, наверно с вина, бурлила кровь..."

        Вызовом на рубеже 70 - 80-х считалось уже то, что человек взял в руки гитару, поет, что хочет и как хочет, выглядит и думает не так, как все. В самом слове "рок" заключалось столько запретного, агрессивно-нового и оттого притягательного, что причастность к этому явлению не могла не тешить юношеского самолюбия. История "Чайфа", а точнее бессменных его лидеров Владимира Шахрина (вокал, гитара, губная гармошка) и Владимира Бегунова (соло-гитара), корнями уходит в эпоху многочисленных школьных ансамблей, самоорганизованных выступлений в спортзалах и на дворовых эстрадах. "Каждую субботу мы стаскивали свои пожитки в спортзал. Пожитки - это самое подходящее название тогдашней аппаратуры: уж они-то пожили, уж они-то повидали. Мы подклеивали динамики, подпаивали отлетевшие провода, умеющие настраивать гитары делали это за всех, и часам к шести все начиналось. Те, кто приходил из двух десятых и двух девятых классов, казались нам огромной толпой, хотя почти каждого мы знали по имени. По тайному сигналу наши люди вырубали свет, и начиналась всеми нами любимая игра. Мы становились музыкантами, да что уж там, мы становились звездами, а все остальные - нашими преданными фэнами (даже те, у кого мы за пару часов до этого просили списать или сшибали двадцатчики на сигареты)", - ностальгирует Владимир Шахрин.

"А те, кто не с нами, тот просто устал"

        Сегодня "Чайф" - признанный лидер отечественной рок-сцены. Это означает неизменно переполненные залы любой вместимости вплоть до 20-тысячного "Олимпийского" в Москве. Это означает большой шоу-бизнес, хорошие гонорары и необходимость писать хотя бы по хиту в сезон. "Чайф" - один из самых ярких примеров того, как слово "рок" утеряло присущую ему в России семантику. Оно перестало означать полуподвальность, оппозиционность, замкнутость и вечное безденежье. Русский рок, как, впрочем, и любой другой, давно перестал быть идеологией, юношески-максималистской попыткой переделать мир. "Если мы когда-то и пытались доказывать что-либо, то теперь это не про нас. Публике не нужны доказательства, иногда их требует пишущая братия: докажите, что этот альбом отличается от предыдущего, что эта песня не хуже, чем та... Доказывать уже никому ничего не хочется. Да и не надо. Думаю, что вместо утвердительных знаков в нашем творчестве стало больше многоточий, запятых, знаков вопроса..." - говорит сам Шахрин. Рок-музыка превратилась в высококачественную поп-культуру. Говорят, во время матча Россия - Украина на последнем чемпионате мира зал, наряду с традиционным "We will rock you", пел чайфовский хит "Аргентина - Ямайка"...

"Скажи мне, если я пел об этом раньше. И я спою это снова"

        Популярности неизбежно сопутствует критика. Главный аргумент - музыкальный консерватизм "чайфов", нежелание менять стиль игры, незнание последних западных тенденций в музыке. "Я не знаю других таких людей, которые бы так тщательно подходили к отслушиванию всего того, что происходит в мировом музыкальном шоу-бизнесе, - говорит "дедушка уральского рока" Александр Пантыкин, композитор, директор студии звукозаписи "TUTTI-Records". - Все последние пластинки, наиболее значительные, яркие, даже малоизвестные, но с творческой точки зрения интересные... Для человека малосведущего это влияние не очень заметно. Дело в том, что у группы "Чайф" есть ярко выраженное свое лицо и все, что они берут от прослушанных команд, тонко дополняет, усиливает, укрепляет их стиль. Появляются у них какие-то рэгги, баллады, странные искаженные гитары, звуки... А стиль группы - это стиль, к которому приучены миллионы людей, и отходить от него - большой риск потерять аудиторию. Любая группа старается держать свой стиль до конца, и "Чайф" здесь не исключение".

"Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?.."

        Помимо собственного творчества, "Чайф" занят продвижением молодых и не очень музыкантов. Так, Шахрин выступил в качестве продюсера в проекте с игривым названием "Шалуны на Луне", в рамках которого записан альбом "Зима была лютой". Автор всех песен в этом альбоме - Вадим Кукушкин (он играл поначалу в "Чайфе" на панк-трубе), человек, который, кстати, и произнес впервые слово "чай-ф". А относилось это слово к чаю, заваривающемуся почему-то при помощи кофеварки "Бодрость"...

        Шахрин помогает подняться екатеринбургской группе "Сансара": в стремлении поведать миру о молодых музыкантах он даже на "Нашествии", большом ежегодном рок-фестивале в Раменском (Москва), выступал в майке с логотипом "Сансары". Бегунов увлечен проектом, носящим условное название "Чистосердечное признание", в котором примут участие молодая уральская рок-н-ролльная поросль и сам Бегунов в качестве второго гитариста.

Дети гор

        Широко известна та редкая патриотичность, с которой музыканты продолжают жить в Екатеринбурге. "У меня до сих пор нет ни одного веского аргумента, почему мы должны были переехать в Москву. Почему до сих пор должны это сделать. По-моему, у нас и так неплохо получается", - говорит Шахрин. Нежелание покидать историческую родину - действительно редкость, если вспомнить выходцев из свердловского рок-клуба: "Наутилус", "Агата Кристи"... Уральские корни российского рока.

        Любовь "чайфов" к Екатеринбургу - это не только их присутствие здесь в коротких промежутках между гастролями, но и широкая, разнообразная деятельность. На счету музыкантов многолетняя традиция проведения массовых молодежных субботников вместе с газетой старшеклассников "Окно", расчистка и раскраска околопомоечной территории за кинотеатром "Салют" вкупе с другой одиозной фигурой Екатеринбурга, народным художником Б.У.Кашкиным... И еще: вот уже несколько лет музыканты стараются помогать детскому дому при областной психиатрической больнице. На традиционном фестивале "Зимняя акустика" по призыву "чайфов" зрители собирают для детей игрушки, сбор от аукциона, устроенного на радио "Си", отдан в тот же детдом.

        Словом, даже если "Чайф" перестанет играть, музыкантам будет чем заняться на уральских просторах. На вопрос, близко ли старость, Владимир Шахрин чрезвычайно важно ответил: "О-о-очень близко... Но нам по секрету рассказали, где именно она находится. Постараемся гастрольные графики выстраивать в обход этого места".

Екатеринбург

Ксения рлкина

Hosted by uCoz