Екатеринбург, 22 апреля 2001 года
В 1871 году знаменитого русского живописца Алексея Кондратьевича Саврасова
посетили инопланетяне. Или гости из будущего. Или просто ему приснился сон.
Но факт предвидения остался фактом, причём, подтверждённым документально.
Ровно 130 лет назад русский пейзажист написал свою картину-предсказание. Вот
краткая справка из Малой Советской Энциклопедии: "... задушевная лиричная красота
и внутренняя значительность простого мотива природы, выразительность
национального характера пейзажа, глубокое гуманистическое содержание сделали
картину "ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ" ярким выражением идей демократического реалистического
искусства, как нельзя более правильно и чувственно передавая дыхание весны и
пробуждение природы". А, дорогие люди?! Каково?! Вот они - таланты российские:
один человек написал, а другие четверо сумели воплотить в жизнь то, о чём
каждую зиму мечтает весь замороженный мир! Итак, скажем спасибо Алексею
Кондратьевичу, потому что подумать даже страшно, что могло бы быть, или, что
ещё страшней - чего МОГЛО БЫ НЕ БЫТЬ, не напиши он своих "ГРАЧЕЙ"!!! Итак...
Мероприятие это давно уже стало знаковым, и не только для коренных жителей
Уральских Гор. Событие это является своеобразной границей между ожиданием
окончательного расстаивания последних сугробов и началом появления весеннего
солнца, зелёной травы, и девушек в коротких юбочках. Слухи о том, что "скоро
"Грачи!", появляются примерно в конце января, сразу после не менее культового
концерта "Зимняя Акустика". К концу апреля слухи эти достигают своего апогея,
что становится причиной ажиотажа вокруг всех мыслимых и немыслимых билетных
касс. Не стал исключением и этот год.
Афиши радовали глаз свеженькой зеленью, разбавленной, традиционным уже,
оранжевым цветом: двумя флажками, символизирующими, очевидно, исторические
родины прилетевших грачей, и оранжевой птицей (спор о её видовой принадлежности
так же традиционен: некоторые считают её грачом, тогда как другие видят в
птице, и не без основания, всего лишь перекрашенную белую ворону). В качестве
гостевого грача в этом году в Екатеринбург прилетел автор нетленной "Лошадки"
Найк Борзов.
За несколько часов до начала концерта жители Екатеринбурга, проживающие около
магазина "Титаник Видео-рекордс" могли наблюдать длинную, упорядоченную
очередь, медленно, но верно исчезающую за стеклянными дверями магазина.
В голову тут же лезли ассоцииации типа "Мавзолей... ". Внутри дело обстояло ни
чуть не лучше: ОЧЕРЕДЬ БЫЛА. Нескончаемым потоком люди шли мимо Валеры, Славы,
Володи, Володи: Что?! Страшно?! Ну и напрасно! На самом-то деле, в отличии от
того, другого Владимира, грачи и не думали принимать забальзамированных поз:
деятельность, развитую ими, можно было определить как нечто среднее между
"кипучая" и "напрочь срывающая вьюшку". Собственноручно (или собственнокрыльно?)
грачи ставили автографы на компакт-дисках, книге "ЧАЙФSTORY", билетах на
предстоящий концерт, плакатах, и прочих поверхностях, поддающихся подписыванию
(как то: на тыльных поверхностях ладоней, наманикюренных ногтях и других
частях тела зазевавшихся поклонниц). НИЧЕГО ОБЩЕГО С МАВЗОЛЕЙНЫМ ВОВОЙ!!!
Вместе с музыкантами, там же присутствовал и автор книги Леонид Порохня. Вот к
нему-то и подошёл очень смущённый молодой человек, и попросил автограф со
словами: "Распишитесь, пожалуйста. Вы, ведь, наверное тоже имеете какое-то
отношение к этой книге...", что и выполнил немедленно расстроганный писатель.
А несколькими часами позже такие же окультуренные и степенные очереди
наблюдались у входов во Дворец Спорта (видимо это уже традиция: постоять в
очереди перед концертом: опять же поговорить, и воздухом свежим подышать...) и
никаких давок, беспорядков - КРАСОТА! Правда люди, кидающиеся под ноги всем
вновь прибывающим, рвали душу скорбными возгласами: "Лишнего билетика не
найдётся?!"
Концерт начался чуть позже объявленного времени. Но об этом забыли практически
сразу после того, как на сцене появился Владимир Владимирович Шахрин с
вступительной речью и приветственным словом к прилетевшим грачам, и началу
весны. После чего на сцену вышел Найк Борзов. Зал принял Найка тепло и сразу.
Особенно СВОИМ его почувствовали после предложения купить побольше
презервативов. А во время "хита 2000-го года"(Н.Борзов), о "трёх словах" Найк
просто отдыхал: зал прекрасно справился с ролью вокалиста! Своё выступление
Найк Борзов завершил "Последней песней"...
Иногда в голову приходит мысль о том, что людям, готовящимся к каким-то
экстремальным условиям жизнедеятельности (ну например, в условиях
повышенной... эээ... шумливости), так вот, идеальным тренингом для их ушей были бы
несколько минут после появления на сцене уральских горцев, прилетевших грачей,
в общем - Чайфов! Уровень громкости зашкаливал где-то примерно в районе
стратосферы. И вообще, Дворец Спорта больше напоминал центр подготовки
космонавтов, чем концертную площадку. Пришедшие на концерт были подвергнуты
самым разнообразным испытаниям: тренировка на терпение и выносливость в
условиях российской очереди, проверка на прочность барабанных перепонок.
На людей в зале воздействовали световым облучением самой разнообразной
цветовой гаммы. Вот только представьте себе: в зале темно, освещены только
четыре человека на сцене, ВШ обращается к залу: "это всё равно лучше того,
что я ненавижу:" и вдруг СВЕТ, "... МАМА!... ", испытание, скажу я вам, не для
слабонервных: Но на этом эксперименты над человеками не закончились...
оставалось ещё испытание на жаропрочность. УДАЛАСЬ НЫНЧЕ ВЕСНА ГРАЧАМ. С такой
температурой воздуха только книгу и писать "Как закалялась сталь". С каждой
последующей песней градусов становилось всё больше, а одежды на присутствующих -
всё меньше. "Ничего, ничего!, подбадривал всех со сцены Вова Бегунов,
"Скоро ещё теплее станет!", после этих слов последовала краткая сравнительная
характеристика местных "потных девчёнок" (В. Бегунов) и тех, которые проживают
в "некоторых северных городах: замороженные, бледные селёдки - не любим мы их!"
Под городами этими, по всей видимости, имелись в виду районы самой крайней
тундры, где группу Чайф, кроме тюленей с селёдками, больше и слушать-то
некому... Однако завершился этот краткий экскурс очень даже жизнеутверждающе:
Владимиром Сергеивичем Бегуновым была дана массовая установка "зачать сегодня
как можно больше красивых детей!"... Одно "но": а как же быть с призывом Найка
к покупке средств индивидуалньой защиты?!...
Экстремальные условия не могли не сказаться и на самих музыкантах: перед
песней о белой лошадке, (тьфу ты!) лошади, Владимир Сергеевич испонил короткую
песню с глубоким и содержательным текстом: "Упс:" - 3 раза. Видимо это была
какая-то абревиатура, отгадать, которую, предлогалось всему залу. Этакий тест
на сообразительность, ну на пример: "Упрямая Попалась Скотина"; или "Управление
Потерял Совсем". "Обе подруги" сопровождались виртуозным наездничеством
Владимира Владимировича, на воображаемом правда, скакуне и лихим ковбойским
"Тррррр йо-хооо!!!" в исполнении Славы. Но наиболее серьёзные опасения были
вызваны попыткой Вовы Бегунова помочь постучать Валере на тарелке при помощи
табуретки: а что, у неё ведь четыре ноги, а значит и греметь будет в четыре
раза громче!... Кажется скоро "Оранжевой настроение" станет очень милым и
приятным, во всех отношениях, вальсом на выпускных балах. Нетленные хиты
"Ой-йо", "Поплачь о нём" были как всегда традиционны: так же долгожданны и
любимыми, как старые верные друзья. Песни с нового альбома "Время не ждёт"
оставляли в душе глубокие зарубки и предвидение новых открытий в себе. Про
"Не зови" сказано уже очень много слов. Мне же показалось, что слушая эту
песню, человек сам становится той гитарой с натянутыми струнами, которые
начинают звучать от одного только прикосновения к ним слов: Музыка прекрасная
до боли...
В небе светило солнце. Со сцены к людям летели песни. Сомнения и обиды,
недоверие и ложь плавились, не выдерживая тепла единой горячей души.
Мы смотрели на сцену и знали: вот и закончилась ещё одна зима. Мы пришли,
чтобы встретить птиц, вернувшихся домой, и принёсших нам весну на своих
волшебных крыльях. Они вернулись.
ЛЮДИ, ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ!!!
С уважением В. Петров.